Мы снова в танковом музее в Кубинке и перед нами ИС-4. Разработка ИС-4 началась в ноябре 43 года, но первый серийный танк был выпущен лишь в 46 году, так что во Второй мировой он не участвовал. Конструкторы ИС-4 попытались учесть все плюсы ИС-2, а также применить технологии использовавшиеся противником, ИС-4 сочетал в себе как типичные черты ИС-2, та к и совершенно новые особенности не характерные для советских танков той эпохи.
Как обычно сначала мы рассмотрим танк ИС-4 снаружи, взглянем на ходовую часть, моторный отсек, башню, а затем заберёмся внутрь. Так мы хорошенько рассмотрим ИС-4.
Одним из первых заметных отличий от ИС-2 является наклон лобовой брони, у ИС-2 была ступенчатая лобовая броня с практически вертикальным обзорным люком мехвода, довольно уязвимым местом. По замыслам конструкторов броня ИС-4 должна была выдерживать атаку снарядами немецкой 88 миллиметровой пушки L-71. Так что ису сделали литую верхнюю лобовую деталь и усиленное бронирование люка мехвода, и посчитали что этого достаточно. Кроме этого здесь есть стандартные фары и гудок, ничего необычного.
Эти две маленькие пластины между буксирными крюками, являются отметками обслуживания, каждый раз когда танк проходил техосмотр и подвергался модификации, на пластинах делалась гравировка о соответствующих обновлениях.
Крылья танка ИС-4 оснащены пружинами, так что их можно приподнимать и фиксировать в определённом положении, я бы сказал что это лишнее, но вообщем то какая разница, пусть будет. Итак крылья - чудо советской инженерной мысли, нужно просто открыть здесь защёлку, поднять и зафиксировать их в нужном положении, почему было решено оснастить танк ИС-4 именно такими крыльями, я сказать не могу, если бы я решал, что в этом танке улучшить, то подпружиненные крылья, явно были бы не на первом месте.
В устройстве ходовой части ничего необычного, берём ходовую ИС-2, только с дополнительными опорными катками, получается по 7 пар с каждой стороны, никуда не делась и торсионная подвеска, как и на других танках с торсионной подвеской, тут есть отбойники, но в отличии от американских танков, нет аммотризаторов или демпферов, чтобы избежать раскачки, здесь расчёт только на массу танка. На колёсах выбит серийный номер, можно узнать производителя, для смазки нужно выкрутить болт по середине колёса, залить масло, вернуть болт на место, вот и всё. Натяжение гусениц регулируется как и на других танках серии ИС, убираем фиксатор, берём гаечный ключ побольше, и крутим гайку, чтобы сдвинуть направляющую - колесо вперёд или назад. Сами гусеницы типичны для танков серии ИС, только с центральной направляющей каждого отдельного трака, вместо более привычного альтернативного варианта. Траки соединены одним пальцем, который закреплён зажимом и парой шайб. Последнее что можно здесь отметить - это бортовые экраны, которые появились позже в 50-х годах, и в отличии, например от ИС-3, борта корпуса не расположены под углом самому корпусу, а имеют простой ступенчатый угол.
С правой стороны танка совсем нет ничего интересного, потому что здесь находилось бревно для самовытаскивания.
Задняя часть танка поинтересней. На каждое крыло устанавливалось по два цилиндрических 90-литровых топливных бака. Они не соединены с топливной системой, так что горячее попросту перекачивалось во внутренние баки. В центре мы видим место установки боевых шашек МДШ - означает морская боевая шашка. Всё понятно, мой оснащены системой быстрого сброса, которой управлял водитель, нужно было просто потянуть за рычаг. Дальше у нас кожух трансмиссионного отсека. Кажется его легко открыть, но сначала нужно открутить кучу болтов, а потом ещё найти пару тройку крепких парней, чтобы поднять этот кусок металла. Очень не удобно, не хотел бы я постоянно этим заниматься.
Здесь находится механизм крепления оружия в походном положении, башня поворачивалась назад если танк перевозили, например по железной дороге, на это было две причины, во-первых башня не выступала за корпус и общая длина танка сокращалась, во-вторых уменьшалась нагрузка на подъемный механизм, так как башня надежно фиксировалась. Также сзади мы видим светомаскировочные фары и габаритные огни.
На левом борту два ящика для инструментов, никаких бревен. Выхлопные трубы с каждой стороны, как бы уже успели заметить.
Теперь о башне. Здесь множество поручней для пехотинцев, которые перемещались на танке, а потом просто спрыгивали и шли в бой! Это, как мы думаем, система связи между пехотой и членами экипажа, если люки танка задраены. Возникает вопрос, если даже экипажу танка опасно находиться внутри, то кто, ради всего святого, согласится ехать снаружи? Вообщем мне не платят за решение подобных вопросов, так что перейдем к моторному отсеку.
Забравшись на моторный отсек, мы сразу видим круглые вентиляторы радиаторов, идея которых бессовестно украдена у немцев. Кроме этого здесь есть люк системы охлаждения и два топливных бака. Левый бак объемом 295 литров, правый - 115. Вообщем 410 литров, которых хватит примерно на 170 километров пути. И если повернуть башню, можно увидеть люк доступа к двигателю, а открыв его, и сам двигатель V12. Далее литой серийный номер башни, а сверху ручной пулемет ДШК калибра 12,7 мм с отличным вертикальным углом наведения. Очень просто: пушка, оптический прицел, и 60 патронов в магазине.
Конструкторы также очень хотели позаимствовать идеи дизайна ИС-3, на верхней части башни расположен огромный люк для демонтажа орудия, остальные люки такие же как на ИС-3. Планировалось, что командирская башня, будет вращаться как на среднем танке M4, по похоже от этой идеи отказались.
Посмотрим на танк ИС-4 изнутри. По сравнению с ИС-3, сразу заметен прогресс - снаряды теперь не распределены повсюду, а хранятся в специальном отделении в задней части башни, так что тут намного больше места, как для членов экипажа, так и ею размещения чего либо, например, спаренного пулемета. Заряжающий отвечал за пулемет калибра 12,7 мм, и заряжал главное орудие - пушку Д25Т, всего 22 снаряда. Также справа от заряжающего есть вентиляционный люк, и ещё один сзади, прямо над снарядами. Двигатель расположен в задней части - это V12 мощностью 750 лошадиных сил, по сути улучшенный старый V2, соединенный с новой трансмиссией и системой управления, на этот раз, не заимствованой у немцев. И есть нейтральное положение системы рулевого управления, больше ничего интересного на позиции заряжающего.
Место механика-водителя. Поставить могу на сцепление тяжеловато, у педали есть два положения, возможно при управлении танком при открытом и закрытом люке мехвода, но я физически не могу управлять этим танком. Если я поставлю ногу на педаль, и она оказывается здесь, но куда же девать свою голову. Значит, здесь мы видим два рычага для открывания люка, а также два вращающегося перископа. Люк не самый важный для музейного экспоната, так что он не открывается. Слева электрическая панель управления и система пожаротушения, стандартная панель управления с датчиками температуры, давления и тахометром. Правее панель управления для запуска двигатель в холодную погоду, баллоны со сжатым воздухом снизу, для запуска двигатель нужно было потянуть да рычаг. Справа и слева по два аккумулятора, а сверху могли храниться пороховые заряды. Спидометр справа. Максимальное значение шкалы в 100 км в час весьма оптимистично, а счетчик показывает пробег в 522 километра. Педаль акселератора здесь снизу, нужно выкручивать ногу, кроме него есть ручной газ, рычаги управления, видимо, выполняют также функцию тормозов, а если выставлено нейтральное положение, как мне сказали, то танк может разворачиваться на месте. У ИС-4 шесть передних передач и две задних. Здесь также находится выключатель электропитания, нужно просто нажать и всё погаснет, точно также как в танке бета 7, рядом баллоны для огнетушителей. Прямо подомной расположен аварийный люк и пол башни, который вращается. Правда, мне так и не сказали, как мехвод вообще может выбраться через этот люк, и мне кажется, для этого нужно вернуться назад, поднять кресло, и потом спрыгнуть вниз, не думаю что это удобно. Я знаю что на многих танках водительское кресло откидывается в сторону, ну я даже не хочу об этом думать. И последнее, слева датчик топлива, соединенный с баками, очень простой, по нему сразу понятно сколько топлива осталось в баке. Пора отсюда выбираться.
Здесь у нас любимая игрушка наводчика - 122 мм пушка Д25Т, стоявшей также на ИС-2, а справа спаренный пулемет 12,7 мм. Управление: есть электрический и ручной поворотные механизмы, роскош, а рычаг электрического управления здесь слева, вот так, ну и конечно же старая рукоятка ручного управления. Впереди справа механизм наведения, обзор осуществляется с помощью 4,5-кратного телескопического прицела или вращающегося перископа. Здесь есть система внутренней связи, её панель управления, а в спину наводчику практически упираются колени командира. На позиции командира всё довольно просто, тут есть перископ, который можно вращать и поднимать, а слева ещё одна коммуникационная панель управления. Над левым плечем расположен радиопередатчик. Вот в принципе и всё, единственное о чем он должен волноваться, это чтобы не пнуть наводчика слишком сильно, и при отдаче после выстрела, руку лучше держать подальше от далековыперающей казенной части орудия. Ну что ж, здесь всё, давайте выбираться наружу.
У ИС-4 было два серьезных недостатка, во-первых он был слишком тяжелым, а во-вторых в 1946 году, когда был выпущен первый серийный танк, война закончилась и тяжелые танки небыли нужны, тем более что производство ИС-3 продолжалось. В итоге было построено менее 250 машин, использовавшись в основном на дальнем востоке рядом с китайской границей. В 1950-х годах были планы по модернизации танка, но к началу 60-х его сняли с вооружения, а несколько ИС-4 даже превратили в доты.
Плюсы танка ИС-4:
Просто умопомрачительное бронирование башни. Хотя этим могут похвастаться все тяжелые и даже некоторые средние танки 10-ого уровня;
Компактные размеры танка. Это затрудняет стрельбу по нему из далека (арта не исключение), а так же позволяет хорошо использовать складки местности;
Более мене хорошая динамика. Не идеальная, но все же;
Отличное круговое бронирование;
Хорошее пробитие орудия (268 мм). голдострелы громко посмеялись в этом месте :).
Минусы танка ИС-4:
Весьма скромные УВН ;
Плохое лобовое бронирование;
Постоянно контуженый мехвод;
Плохая скорость сведения орудия.
Экипаж и прокачка для танка ИС-4.
Поговорим про экипаж танка ИС-4. Если пересадить людей из тяжелого танка СТ-I, то вам должно хватить для полного комплекта + останется запасной заряжающий. Советую вам переобучать его за золото или, если есть премиумный советский тяж, покатать его сначала на нем пару десятков боев. Но предварительно не забудьте переобучить их на «четверку» за серебро.
Делать это стоит потому что на высокоуровневых боях нужно быть хорошо вооруженным, со всеми бонусами и плюшками, а -10% к умению экипажа будет хорошей форой для ваших врагов. Конечно прямые руки могут сгладить это временный порок, но если вы трясетесь над каждым очком рейтинга эффективности, то стоит раскошелится.
Теперь посмотрим, как стоит прокачивать или переучивать ваш экипаж для танка ИС-4.
Общие умения для танка ИС-4:
Ремонт — для ТТ, является самым приоритетным общим навыком. Вам не позволят долго стоять на одном месте в безопасности.
Боевое братство — вместе с модулем вентиляция сделает ваш танк быстрее, динамичное, точнее и прочее прочее.
Перки и навыки членов экипажа для танка ИС-4:
Командир ИС-4, он же радист:
Шестое чувство - даже не оговаривается. Учить его нужно первым, первее ремонта, это читерный скилл и нужно им пользоваться, раз позволяют;
Мастером на все руки — поможет вам справится с постоянными контузиями мехвода не прибегая к использованию аптечки;
Радиоперехват или орлиный глаз — увеличит дальность обзора танка, хотя для тяжей это не главное.
Наводчик ИС-4:
Плавный поворот башни — поможет немного исправить плохую скорость сведения орудия;
Снайпер — за неимением лучшего перка.
Мехвод ИС-4:
Виртуоз — компенсирует плохую скорость поворота ходовой;
Плавный ход — опять же, меткость наше все;
Король бездорожья — компенсирует ужасную проходимость по средним и мягким грунтам.
Заряжающий ИС-4:
Бесконтактная боеукладка — поможет сберечь нашу слабую БК (всего 240HP);
Отчаянный - можно расстроить любителей фрагов, даже одного HP может хватить, чтобы сделать несколько выстрелов.
Оборудование и снаряжение для танка ИС-4
Снаряжение для ИС-4 полностью стандартное: мал. огнетушитель, мал. аптечка и мал. ремкомплект. Хотя можно и по-экспериментировать, поставить вместо огнетушителя подкрученный регулятор оборотов или ленд-лизовское масло, благо пожары на «четверке» дело редкое из-за крепкого дизельного двигателя.
Из оборудования большинство людей выбирают вентиляцию, стабилизатор и досылатель. Хотя и тут можно кое что поменять, например вентиляцию. за место неё можно поставить такие гаджеты:
ящик с инструментами — быстрый ремонт это хорошо :);
усиленные приводы наводки — опять же точность;
«мокрая» боеукладка — на любителя.