War Games Online

Лучшие средние танки конструктора Морозова




16 октября 1904 года родился один из самых талантливых конструкторов СССР Александр Александрович Морозов. Он прожил 75 лет и почти две трети своей жизни отдал танкам. Начав чертёжником и копировщиком на Харьковском заводе, затем он трудился на этом же предприятии простым конструктором, главой секции, начальником конструкторского бюро. Морозов не был на фронте, но танки, в разработке которых он принимал участие, сражались с первого дня войны и до Победы.
В довоенный период принимал участие в разработках танка Т-24 и серии колёсно-гусеничных машин БТ. Вместе с Михаилом Кошкиным и Николаем Кучеренко трудился над будущей «рабочей лошадкой» бронетанковых сил РККА — средним танком Т-34.

После смерти Кошкина в конце 1940 года Морозов стал главным конструктором КБ Харьковского завода. В 1941 году завод был эвакуирован в Нижний Тагил. Под руководством Александра Морозова велись работы над танками Т-43, Т-34-85, Т-44, Т-54.

В послевоенные годы Александр Морозов создал такие известные боевые машины, как Т-55, Т-64 и Т-64А.

За разработку среднего танка Т-54 Александр Морозов был в третий раз удостоен Государственной премии СССР. Дважды он был удостоен звания Героя социалистического труда. Дважды становился лауреатом Сталинской премии 1-й степени. В 1972 году Александр Морозов получил степень доктора технических наук.



1. Лёгкий танк БТ-7

Колёсно-гусеничные танки БТ были одной из главных составных частей бронетанковых сил РККА в довоенный период. Венцом этого семейства быстроходных танков стал БТ-7.

БТ-7 был вооружён 45-мм орудием, мог развивать скорость до 70 км/ч, имел противопульное бронирование. В конце 20-х — начале 30-х годов прошлого века такая броня была почти стандартом для любой армии мира.

На основе танков БТ отрабатывались новые технические решения: например, установка 76-мм орудия или применение усиленной брони с рациональными углами наклона (танк БТ-СВ).

БТ сражались во время Гражданской войны в Испании, на Халхин-Голе и во время советско-финской войны 1939–1940 годов. В июне 1941 года советские механизированные корпуса, на вооружении которых состояло большое количество БТ-7, приняли на себя первый удар вермахта.



2. Лёгкий танк А-20

В 1937 году началась разработка нового танка для Красной армии. А-20 всё ещё использовал колёсно-гусеничный движитель — таково было требование военных заказчиков. Внешне он был похож на БТ-7 разве что большими катками, характерными для подвески Кристи.

А-20 получил новый сварной корпус и новую башню. Броневые листы были установлены под рациональными углами, чтобы повысить вероятность рикошета. Толщина лобовой брони достигла 25 мм. На колёсном ходу по шоссе танк мог развивать скорость до 80 км/ч.

Единственный построенный экземпляр А-20 с ноября 1941 года сражался в составе 22-й танковой бригады. Серийного производства машины налажено не было. Конструкторам, в том числе и А. Морозову удалось убедить военных, что чисто гусеничный движитель предпочтительнее для танка, чем комбинация колёс и гусениц, поэтому А-20 и оказался не востребован.

Но работа Морозова и его КБ не прошла даром. А-20 стал предшественником машины, по праву носящей звание легенды.



3. Средний танк Т-34

Иногда кажется, что в случае с «тридцатьчетвёркой» можно вообще обойтись без слов. Об этом танке и без того написаны бесчисленные книги и статьи. Т-34 прошёл Великую Отечественную войну с первого до последнего дня. Он был «рабочей лошадкой» бронетанковых войск Красной армии.

В начале войны этот танк с 45-мм бронёй и 76-мм пушкой был одним из мощнейших образцов боевой техники, состоящих на вооружении армий мира. Немцы смогли одержать над ним существенное качественное превосходство только после появления на вооружении тяжёлого танка «Тигр», среднего «Пантера» и самоходной установки «Фердинанд».

Первые образцы Т-34 были далеки от идеала по технической надёжности, поэтому уже в годы войны провели множество доработок. Т-34, построенный в 1943-м, весьма отличался от Т-34 образца 1940–1941 годов. Во всех модернизациях и улучшениях этой боевой машины Морозов принимал непосредственное участие.



4. Средний танк Т-43

Этот танк должен был стать дальнейшим развитием Т-34. Конструктивно он довольно существенно отличался от «тридцатьчетвёрки». Благодаря более удачной компоновке агрегатов и переделке корпуса удалось значительно повысить бронезащиту машины. Толщину лобовой брони довели до 75 мм. На Т-43 использовалась торсионная подвеска, более компактная, чем подвеска Кристи, применявшаяся в Т-34.

Т-43 был хорошо бронирован, но это неизбежно привело к увеличению массы — по удельному давлению на грунт он приблизился к тяжёлым танкам.

Танк был принят на вооружение, однако в серийное производство не пошёл, так как военные выдвинули новое требование по установке на средний танк орудия калибром 85 мм. Т-43 был спроектирован настолько «плотно», что практически не имел потенциала для модернизации. Внедрение его в военное время потребовало бы создания новых технологических линий и процессов. Во время войны позволить себе эти затраты СССР не мог.



5. Средний танк Т-34-85

Одна из главных проблем Т-34 состояла в том, что его 76-мм орудие Ф-34 уже к 1943 году стало недостаточно мощным. В середине 1943 года было решено установить на танк 85-мм пушку. Чтобы сделать это возможным, конструкторы разработали увеличенную башню с более мощной бронезащитой, рассчитанную на трёх членов экипажа.

85-мм орудие ЗиС С-53, созданное на базе зенитной пушки, обеспечивало гораздо более высокую бронепробиваемость. Это существенно повысило эффективность танка Т-34-85 в борьбе с новыми немецкими машинами. Наряду с этим танк сохранил высокую подвижность.

Нельзя сказать, что Т-34-85 был радикальным прорывом, который вывел советские войска вперёд. Тем не менее эта машина стала необходимой и своевременной заменой Т-34-76.



6. Средний танк Т-44

А вот этот танк действительно стал качественным рывком вперёд. Его облик ещё немного напоминал Т-34-85, но конструкция уже очень сильно отличалась от предшественника.

На Т-44 установили новый дизель, развёрнутый поперёк моторного отсека. Благодаря этому удалось перенести башню назад, ближе к центру корпуса, обеспечив правильное распределение нагрузки на ходовую часть. Из лобовой брони был убран люк механика-водителя, что повысило стойкость машины в бою. В целом были улучшены все агрегаты и механизмы.

Подвеска Кристи была заменена на торсионную — более совершенную. Благодаря ей получилось уменьшить габариты танка, увеличить его внутренний объём, упростить работу экипажа и ремонтников.

Т-44 приняли на вооружение в 1944 году, но поучаствовать в боях машина не успела, в том числе из-за того, что военное руководство СССР не хотело снижать объёмы производства Т-34-85. После войны было выпущено 2 тысячи Т-44.



7. Средний танк Т-54

И снова рывок вперёд. Разработанный в 1946 году Т-54 стал одним из долгожителей советской бронетанковой отрасли. После первых моделей, у которых имелись стандартные «детские болезни», его доработали, усовершенствовали, и он превратился в надёжную, технологичную машину с большим потенциалом для модернизации.

Т-54 отличался новой скруглённой башней с лобовой бронёй до 200 мм, улучшенным корпусом, усовершенствованной трансмиссией и целым рядом других технических улучшений. Машина была вооружена 100-мм пушкой Д-10Т, которая долгое время являлась одной из самых мощных танковых орудийных систем в мире. Бронебойный снаряд такой пушки с дистанции в 2 км пробивал лист брони толщиной 125 мм.

Т-54 состоял на вооружении примерно 30 стран мира и принимал участие во многих военных конфликтах ХХ века.



8. Средний танк Т-55

Был разработан в 1958 году. От Т-54 отличался многими конструктивными доработками. Одна из важнейших — установка полноценной защиты от воздействия ядерного оружия. Танк оснастили полуавтоматическим орудийным досылателем. Калибр и тип пушки остались такими же, как на Т-54.

Т-55 производился до 1979 года. Состоял и по сей день состоит на вооружении трёх десятков стран, принимал участие во многих конфликтах второй половины ХХ века. Существует более 10 иностранных модификаций этой машины.

Скорость Т-55 по шоссе достигала 50 км/ч, на одной заправке топлива он мог пройти до 500 км.



9. Средний танк Т-64

Машина, создававшаяся под новое гладкоствольное 115-мм орудие. Известна также под обозначением «Объект 432». Танк разрабатывался с 1960 года и стал своего рода «лабораторией» для конструкторов и производственников. Дело в том, что машина получилась очень сложной в производстве и не отличалась высокой надёжностью. Ещё до того, как Т-64 был официально принят на вооружение, построили много машин этого типа. Они проходили эксплуатацию в войсках, и на основе информации, полученной от военных, конструкторы продолжали совершенствовать этот танк.

В 1966 году «Объект 432» всё-таки приняли на вооружение. Он был оснащён 115-мм гладкоствольной пушкой. Броня Т-64 была комбинированной и в включала в себя, кроме стали, прослойки других материалов, предназначенных для гашения кумулятивной струи и обеспечивавших противорадиационную защиту. В дальнейшем такая же броня использовалась на танке Т-64А.



10. Основной боевой танк Т-64А

В конце 50-х — начале 60-х годов прошлого века началась эпоха основных боевых танков. Концепция ОБТ предусматривала, что танки должны быть многоцелевыми, сочетая в себе подвижность, огневую мощь и защищённость.

Т-64А был принят на вооружение в 1969 году. На танке устанавливалась система автоматического заряжания, позволявшая выбирать тип снаряда. Благодаря этому из экипажа был исключён заряжающий.

Это первый советский танк, на котором использовался оптический дальномер. Как и на Т-64, на нём устанавливалась комбинированная бронезащита.

Трудно сказать, насколько были верны отзывы о Т-64А как о лучшем для своего времени танке мира, но уже в 90-е годы западные военные специалисты признавали, что эта машина была бы для них чрезвычайно грозным противником.
Имя *:
Email *:
Код *: